M-Yoga

Практика


СОВРЕМЕННАЯ

ЙОГА ДЛЯ

НАЧИНАЮЩИХ

комплекс упраж.
домашняя йога
поднятые ноги
стойка на голове
дыхание 1
дыхание 2
настроение 1
расписание
главная

 
Введение в медитацию

часть 1
часть 2
часть 3
часть 4 буддизм
часть 5 Ошо

 

Медитация

часть 4

В настоящей статье приводятся наставления по классической тибетской медитации.

Текст дается для лишь для ознакомления. Для того, чтобы следовать этим наставлениям нужно чтобы ваше религиозное убеждение соответствовало представлениям буддизма.

Тем не менее ознакомление с данным материалом может оказаться очень полезным для тех кто практикует и способы медитации очень отличные от приведенных в статье.

Обратите внимание четкость в форме изложения. Такая форма очень характерна для буддийских наставлений.

Материалы составлены на основе курса лекций, прочитанных геше Джампа Тинлеем в 1993–1994 гг

 
 

МЕДИТАЦИЯ
Введение
Существует два основных вида медитации: аналитическая и однонаправленная. Однонаправленная медитация характеризуется концентрацией сознания на одном объекте и называется Шаматхой. Если вы будете на протяжении трех лет медитировать с полной отдачей, то за это время возможно достигнуть безмятежности. Без этого попытки практиковать высшую Йога-тантру, Дзогчен и Махамудру вряд ли приведут к успеху. Можно сказать, что Шаматха — это ключ ко всем медитативным практикам.

Для успеха в занятиях медитацией необходимо, с одной стороны, хорошо знать цель медитации, с другой стороны — знать как медитировать. Сначала рассмотрим цель медитации. Первичная цель медитации — это успокоить, привести в порядок свой ум. Наш ум имеет огромный потенциал, высвободить который можно лишь посредством тренировки. Поскольку наш ум не тренирован, то находится в хаотическом состоянии, постоянно занят различными концепциями. В качестве примера рассмотрим небольшой пруд. Если взбаламутить воду, то ил смешается с водой, и вода в пруду станет грязной, непрозрачной. Вот примерно в таком же состоянии находится наш нетренированный ум. Он загрязнен различными ложными взглядами, негативными эмоциями и т.п.

Хотя вода в пруду изначально чиста, но, смешавшись с илом, она стала грязной. Если воду оставить в покое и дать илу осесть на дно, то она снова станет прозрачной. Подобным образом можно очистить и ум. Если дать ему успокоиться, то все концепции, негативные эмоции “осядут” и ум станет чистым, ясным и прозрачным. Средством для успокоения и очистки ума является медитация.

Благодаря медитации ваш ум станет умиротворенным. Замечательные свойства состояния Шаматха таковы, что когда оно достигается, сознание и тело проникаются радостью и блаженством, безгранично превосходящими радость от любых мирских удовольствий. Все феномены будут понятны вам подобно тому, как в прозрачной воде хорошо просматривается все дно пруда. Когда ум успокоится, и вы достигнете состояния Шаматха, вы даже сможете вспомнить свои предыдущие жизни.

Итак, Шаматха делает наш ум умиротворенным и чистым. Но лишь одна однонаправленная концентрация не может обеспечить такое состояние сознания, при котором вы в принципе свободны от омрачений.

Однонаправленную медитацию следует сочетать с аналитической. С ее помощью мы обучаемся быть терпимыми, негативные жизненные ситуации превращать в тренировку ума.

Аналитическая медитация не требует каких-то особых условий, вы можете ею заниматься, даже когда смотрите телевизор, размышляете перед сном и т.д.

Теперь перейдем к рассмотрению однонаправленной концентрации.

Как развить однонаправленную концентрацию
Немного подробнее расскажу о пользе развития однонаправленной концентрации. Эта польза многообразна. Например, когда медитирующий разовьет в себе Шаматху, то он достигнет совершенной податливости тела и ума, т.е. безмятежности, которая не может сравниться ни с каким мирским счастьем. Его умственные способности приходят в состояние, при котором он способен читать мысли других, а ум медитирующего обретает при этом особое свойство проникать в суть самых туманных вещей и явлений с необыкновенной легкостью. В философии буддизма говорится, что когда мы анализируем причину страдания, то мы прослеживаем ее до эмоций, причиняющих страдание, которые в свою очередь приводят нас к своему источнику — неведению. Таким образом, неведение является корнем любого страдания. Для того чтобы вообще прекратить страдание, мы должны убрать причину страдания, каковой является неведение. Для того чтобы это осуществить, нам необходима хорошая концентрация, ясный ум и мудрость, без которых невозможно достичь освобождения или прекращения страдания. Таким образом, можно сделать вывод, что Шаматха играет ключевую роль в практике буддизма.

А теперь о технике развития однонаправленной концентрации. Сначала я расскажу о шести условиях, способствующих развитию этого состояния.

1. Благоприятное место, в котором следует пребывать тем, кто хочет развить Шаматху. На начальном этапе это не столь важно, но в будущем, когда вы будете интенсивно медитировать, выбор хорошего места для медитации будет очень важен. Лама Цонкапа специально разработал учение о выборе места для тех, кто хочет достичь серьезных реализаций. Оно должно обладать пятью характеристиками:

• можно легко добыть пищу;
• рядом должен быть источник воды;
• окружающая среда не должна нести угрозу для жизни;
• близость к месту, где находится Духовный Наставник или друзья и единомышленники;
• тихая, чистая и мирная местность.

2. Малые желания (отсутствие привязанности к доброкачественной или обильной пище и прочему).

3. Довольствование тем, что имеется.

4. Оставление всяких видов деятельности.

5. Соблюдение чистой нравственности (ненарушение обетов и т.п.)

6. Отказ от мыслей об удовлетворении желаний (созерцание пагубности желаний).

 

Медитация на дыхании

В целях успокоения ума следует предварительно заняться медитацией на дыхании. В состоянии возбуждения или гнева вам весьма трудно будет сконцентрироваться на одном объекте, поэтому даже не пытайтесь заниматься однонаправленной концентрацией, кроме отвращения вы ничего в себе не разовьете.

Приняв правильную позу, прежде всего выдохните. Затем медленно вдыхайте, концентрируясь на кончике носа. Когда вы почувствуете, что вдох превращается в выдох, сконцентрируйтесь на движении воздуха на выдохе. При этом ваш ум как бы движется вместе с воздухом.

В целях поддержания концентрации следует считать количество вдохов и выдохов. Выдыхая в первый раз, вы мысленно произносите: один. Потом вдох-выдох — два и т.д. При этом следите за дыханием сознательно, и автоматически ум начнет успокаиваться. Если вы сумеете при полной концентрации вдохнуть и выдохнуть 21 раз, то вы непременно успокоите свой ум.

Вы должны полностью осознавать вдох и выдох, не отвлекаясь на различные мысли. Это противоядие от гнева, а также и от депрессии, в которую легко впасть в наше время.

Медитацией следует заниматься не слишком долго, чтобы она не стала для вас наказанием. По утрам свои занятия начните с медитации на дыхании. Вдох и выдох должны быть непрерывными, плавными, спокойными, без прерывистых толчков воздуха. Дыхание должно быть практически незаметным. В случае насморка дышите ртом.

Во время медитации не давайте волю своему воображению. Время от времени открывайте глаза и смотрите на реальный мир. Когда вы закрыли глаза и начали медитировать, не старайтесь силой исправить то, что происходит в вашем воображении. Если визуализация вышла из-под контроля, надо на некоторое время открыть глаза.

Для развития состояния Шаматха нам потребуется правильное соблюдение следующих пунктов:

I. Поза;
II. Объект медитации;
III. Техника развития концентрации.

 

I. Семичленная поза будды Вайрочаны

Здесь требуется соблюдение семи аспектов:

1. Сесть на слегка приподнятую мягкую подушку. Ноги скрещены в позе лотоса, или полулотоса. Те, для кого это не очень неудобно, могут просто сидеть на стуле. Важно, чтобы неудобство тела не отвлекало вас от медитации.

2. Спину следует держать прямо для того, чтобы каналы (нади) также располагались прямо, и ветры, циркулирующие по ним, могли перемещаться беспрепятственно.

3. Плечи держать ровно и расслабленно, голова должна быть слегка наклонена вперед. Слишком сильный наклон головы вперед приводит к сонливости, тогда как чрезмерное отклонение головы назад действует возбуждающе.

4. Кисти рук должны быть расположены ладонями вверх на уровне пупка, причем правая ладонь располагается поверх левой, большие пальцы рук должны соприкасаться, поскольку это препятствует потере энергии в теле.

5. Глаза следует держать слегка прикрытыми и расслабленными, взгляд направлен на кончик носа. При открытых глазах в вашем поле зрения будет много объектов, что станет сильным отвлекающим фактором для вас. При закрытых глазах может возникнуть опасность засыпания.

6. Рот, подбородок и язык должны быть расслаблены и находиться в естественном положении. Рот — слегка приоткрыт, кончик языка – касается верхнего неба, что обеспечивает контроль за слюноотделением.

7. Локти не должны касаться тела, поскольку это нарушает циркуляцию воздуха и приводит к сонливости.

Эту позу для медитации впервые описал Будда в тексте, посвященном Йога-тантре, который называется “Просветление Вайрочаны”.

 

II. Объект медитации

Для развития состояния Шаматха требуется некий конкретный объект. Во многих священных текстах говорится, что Будда Шакьямуни является наилучшим объектом медитации. Для начала нужно визуально рассмотреть объект медитации и хорошо его запомнить. Это должно быть изображение Будды либо на картинке, либо в виде статуэтки, при этом желательно не менять в дальнейшем выбранный вами образ. Этот объект следует визуализировать размером с большой палец руки на уровне бровей, на расстоянии вытянутой руки. При этом стремитесь создать в уме живой образ Будды. Следует ощущать данный образ светящимся и устойчивым, т.к. в противном случае он будет качаться как на ветру. От изображения исходит вибрирующий свет, Будда светится как бы сам по себе. Создать такой образ на начальном этапе занятий довольно трудно.

Итак, как начать медитацию? Сначала следует заняться простейшими упражнениями для тренировки ума: посмотреть на изображение Будды, затем закрыть глаза и представить его себе.

Ваш ум осуществляет следующие действия: ищет изображение, находит, четко его видит, затем закрепляется в этом видении. Т.е. мы имеем четыре этапа медитации: поиск, реальное видение, удержание и собственно состояние медитации (т.е. удержание объекта в расслабленном состоянии).

Итак, необходимо представить, что перед вами живой светящийся Будда небольшого размера. Не надо концентрироваться на усилении света, иначе начнутся картинки-галюцинации с радужными вспышками света. Это все очень красиво, но не то. Изображение просто должно быть ярко видимым. Представьте, что Будда находится как бы на сцене и на него направили свет, чтобы он был четко виден. Это живой Будда, он не столько источает свет, сколько вы ощущаете исходящие от него любовь и сострадание. Это очень важно: ощущать любовь, которая на вас нисходит. Представьте, что вы пришли к человеку, который к вам хорошо относится, и ту атмосферу дружелюбия, которая при этом возникает. Такое же примерно состояние должно быть при вашей медитации.

Важно помнить, что вы концентрируетесь на ментальном, а не чувственном образе. Зрение здесь внутреннее. Глаза расслаблены. Попытка визуализировать Будду подобна очищению воды от частиц грязи. Когда омрачения ума уйдут, вы сможете рассмотреть Будду. Помните, что при визуализации Будды он на самом деле присутствует рядом, это не просто абстрактное видение!

Заниматься медитацией лучше при включенном свете. Вначале можно медитировать с закрытыми глазами, но в дальнейшем следует переходить к медитации при полуприкрытых глазах. Откройте глаза, посмотрите на изображение, затем уберите его и восстановите в памяти, не закрывая глаз. Теперь с этим ментальным изображением начинайте прикрывать глаза. Медленно, спокойно. Сразу увидеть ясное ментальное изображение трудно, это нормально, со временем ваш ум успокоится и вы сможете видеть более четко.

Занятия не должны превышать 3–5 минут. Если даже медитация хорошо получается, надо ее завершить. Потом расслабьтесь, подвигайте плечами (голову втянуть, плечи поднять). Важно время от времени восстанавливать циркуляцию крови.

При медитации следует не допускать, чтобы вместо образа Будды появлялось нечто другое. Фантазии недопустимы. Нельзя допускать также различных трансформаций образа Будды. Так, в Санкт-Петербурге один человек рассказал мне, что во время его медитации изображение Будды стало расти, дотронулось до него и он физически ощутил это прикосновение. Это — галлюцинации, наличие которых говорит, что медитация проходит неправильно.

Перед медитацией желательно успокоить свой ум. Зажгите благовония, проведите дыхательную медитацию, как я вам уже объяснял ранее, затем посмотрите на изображение Будды и почитайте мантры (например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ).

Для накопления заслуг делайте простирания. Сначала соединенными ладонями нужно прикоснуться к телу в четырех местах: над головой, у лба, у горла и у сердца. Затем вы протягиваете руки вперед и вниз, становитесь на колени, опираясь на руки, все тело простирается на земле. Когда вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вместе, большие пальцы соприкасаются, потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю.После чего вы встаете. Каждый жест здесь имеет определенный смысл.

Над головой находится корона Будды. Когда вы соединяете над ней ладони, то тем самым получаете благословение на достижение состояния просветления.
У лба — это символ тела Будды.
У горла — это символ речи Будды.
У сердца — это символ ума Будды.

Делая простирания, вы создаете причины для обретения тела, речи и ума Будды. Такая символика связана с практикой тантры и позднее будет объяснена подробнее. Телу, речи и уму Будды соответствуют мантры: ОМ — телу, А — речи, ХУМ — уму.

Простирания являются символом уважения к Будде, они помогают справиться с высокомерием и гордостью.

 

III. Техника развития концентрации

1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий от них.
2. Девять этапов развития концентрации.
3. Использование шести сил.

 

1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий к ним

Для медитативной практики жизненно важным является знание ошибок медитации и того, как применять противоядия для их устранения, чтобы наши усилия не прошли даром. Вот эти пять ошибок:

1) Лень.

Это препятствие часто возникает в начальный период практики Шаматха. Оно удерживает нас от занятий практикой концентрации, и на начальном этапе лень является одним из крупнейших препятствий.

2) Забывчивость.

В данном контексте под забывчивостью мы понимаем забывание объекта медитации во время процесса медитации. Эта ошибка очень часто возникает, когда наше памятование (осознавание) слабое. Поэтому развитие памятования является важным противоядием от этой ошибки.

3) Ментальное отупение и отвлечение.

Эти два момента являются самыми главными ошибками при однонаправленной концентрации. На них следует остановиться подробнее, чтобы иметь о них ясное представление.

В их грубой форме, мы довольно легко можем идентифицировать ментальное отупение и отвлечение, но в их тонкой форме это сделать гораздо труднее. Здесь требуются четкие определения, как ментального отупения (сонного состояния сознания), так и отвлечения (возбужденного, блуждающего состояния сознания). Грубое ментальное отупение — это состояние ума, которому не хватает ясности. Тонкое ментальное отупение — это состояние ума, сохраняющее ясность, но интенсивность этой ясности недостаточна. Четкое представление тонкого ментального отупения приходит во время медитативного опыта.

Грубое ментальное отвлечение — это состояние ума, при котором полностью теряется объект медитации. Тонкое состояние отвлечения — это состояние ума, при котором объект медитации не утерян, но интенсивность отсутствует из-за того, что ум слегка уходит в сторону какого-то объекта привязанности.

Для обнаружения состояний ментального отупения и отвлечения во время медитации следует развить бдительность (внимательность), которая является верным противоядием от этих ошибок.

4) Неприменение противоядий, когда в них есть необходимость.

Это разновидность лени, которая часто возникает на пятой и шестой ступенях концентрации. Во время медитации посредством силы бдительности медитирующий замечает препятствия по мере их возникновения, но не предпринимает попыток к применению противоядий. Эта лень может оказаться мощным тормозящим фактором. Поэтому нам следует быть очень осторожными и избавляться от препятствий, как только мы их обнаруживаем.

5) Применение противоядий, когда в них нет необходимости.

Это может произойти, когда мы уже достигли восьмой и девятой ступеней практики. Наш ум уже привык к применению противоядий на предыдущих, более низких ступенях. Следовательно, у нас появляется тенденция применять противоядия часто, когда уже нет необходимости. На данной ступени уже не следует беспокоиться и выискивать противоядия, мы просто должны продолжать медитацию в расслабленном состоянии, без контроля. Это расслабление называется равновесием, которое и является противоядием к описываемой ошибке.

 

Восемь противоядий от пяти ошибок:

1) вера;
2) усердие;
3) энтузиазм;
4) спокойствие;
5) осознавание;
6) бдительность;
7) применение противоядий;
8) равновесие.

Первые четыре противоядия являются главными противоядиями от лени. Здесь вера рассматривается в контексте развития веры в особые свойства Шаматхи. Посредством этой веры развивается усердие, сильное стремление к достижению Шаматхи. Затем чтобы достичь этого состояния, возникает естественным образом энтузиазм. Медитирующий достигает состояния Шаматха и спокойствия, которое является четвертым и последним противоядием от лени.

 

Осознавание

Осознавание является противоядием ко второй ошибке и является одной из жизненно-важных практик развития Шаматхи. Если мы не обладаем осознаванием, то невозможно развить концентрацию. В Ламриме говорится, что осознавание должно иметь три свойства:

• Свойство объекта. Это объект медитации, с которым знаком ум.
• Свойство аспекта. Это ум, который ясно удерживает объект медитации.
• Свойство функции. Это ум, пребывающий на объекте медитации.

Вкратце, осознавание означает “знакомство с объектом, удержание его и не отвлечение”.

 

Бдительность

Бдительность является противоядием к третьей ошибке. Она — как шпион, который дает нам информацию, когда ментальное отупение или отвлечение появляются во время нашей медитации. Однако нам требуется особое противоядие для устранения ментального отвлечения и отупения. Для устранения ментального отупения лучшим противоядием является радостное состояние ума, которое достигается путем размышления о положительных свойствах Шаматхи, драгоценности человеческой жизни, непостоянстве и смерти и т.п. Если в результате применения этих противоядий наше ментальное отупение еще не устранилось, тогда мы используем силовой метод, предложенный в свое время Асангой: визуализируйте в межбровье точку белого цвета размером с булавочную головку, испускающую свет в десяти направлениях. Это поможет прояснить ум.

Иногда чтобы избавиться от ментального отупения, достаточно умыть лицо или поместить объект медитации немного выше. Что касается ментального отвлечения, то чтобы избавиться от него, следует размышлять об ущербности объекта привязанности, раздумывать о страданиях сансары и т.д. Если в результате применения указанных противоядий ментальное отвлечение еще не ушло из нашей медитации, тогда нам следует перестать медитировать, сделать небольшой перерыв и заняться дыхательной медитацией. Многие опытные йоги рекомендуют дыхательную медитацию, как очень эффективный метод для контроля над скачущими мыслями.

В одном из текстов Абхидхармы упоминается шесть шагов в дыхательной медитации. Первый шаг — это просто считать вдох-выдох, например, до 21 раза. Как только ум становится более спокойным, следует перейти к следующему шагу. На этой стадии мы уже не считаем, а просто наблюдаем дыхание. Третий шаг заключается в том, чтобы наблюдать не только за дыханием, но и за его ритмичностью. На четвертом шаге мы исследуем наши чувства и ощущения, возникающие в различных частях тела в процессе дыхания. На пятом шаге следует анализировать, как меняется дыхание от движения к движению, какие оно вызывает ощущения, и как эти ощущения меняются. Последняя стадия называется стадией сдвига. Здесь мы перемещаемся с медитации на дыхании к медитации на более глубоких объектах, таких как великое сострадание или пустота присущего существования. Эта дыхательная медитация непременно успокоит наш ум и сделает его более ясным и проникающим, способным к дальнейшей однонаправленной концентрации.

При блуждании ума попробуйте применить такой способ. Обычно объект медитации находится на уровне бровей. Надо его опустить ниже и ослабить напряженность удержания. Другой вариант — прекратить медитацию и выключить свет. Блуждание ума возникает от привязанности. Поэтому в темноте следует поразмышлять о непостоянстве, что ослабит привязанность к мирским удовольствиям и объектам.

Последние два пункта: Применение противоядия и Равновесие — являются противоядием от двух последних ошибок медитации, которые я уже объяснил.

 

2. Девять этапов развития концентрации

В Ламриме Чже Цонкапа объясняет, как развить концентрацию в девять этапов. Он дает особое название каждому этапу концентрации, за которыми кроется глубокий смысл. Вот они:

1) Закрепление мысли на объекте.
2) Продолженное закрепление.
3) Поправляемое закрепление.
4) Прочное закрепление.
5) Обуздание ума.
6) Успокоение.
7) Полное успокоение.
8) Однонаправленное сосредоточение.
9) Ровное сосредоточение (равновесие).

1) Закрепление мысли на объекте

На первом этапе трудно с самого начала получить ясное изображение, и вам кажется, что ум вам не подчиняется и медитация идет вяло. Но на самом деле это хороший знак, говорящий, что вы прогрессируете. Просто вы проходите стадию узнавания недостатков ума, понимаете, насколько он был занят всякой чепухой. Поэтому, если у вас получилась грубая картинка, вы должны быть ею удовлетворены и стараться ее удержать.

Когда мы легко можем направить свой ум к выбранному объекту и способны некоторое время концентрироваться на нем, это означает, что мы достигли первого этапа. На этом этапе наша концентрация длится одну минуту.

2) Продолженное закрепление

Здесь мы убираем ошибку забывания объекта медитации. Когда вы уже нашли, удержали и сохраняете объект медитации, то старайтесь сделать его ясным и четким. Не следует увеличивать его яркость резко, старайтесь добиваться ее увеличения небольшими шажками, постепенно.

Находясь на 2-й ступени, вы время от времени будете скатываться в сторону первой. То вы способны удерживать объект в течение 4 минут, то — лишь в течение одной. Это нормальное явление, пусть оно вас не огорчает. По мере того, как наша концентрация слегка улучшается, и мы способны без отвлечений концентрироваться на объекте более двух минут, — это означает, что достигли второго этапа концентрации и можно переходить к третьей.

3) Поправляемое закрепление

На третьем этапе в результате того, что наше осознавание стало сильным, мы можем не только концентрироваться более десяти минут, но также в состоянии вернуть ум обратно к объекту медитации сразу после того, как он покинул его.

Основная разница между первым и вторым этапами — во времени медитации (одна и две минуты соответственно). А разница между вторым и третьим этапами состоит в том, что промежуток времени, когда не осознается потеря объекта медитации, становится все меньше и меньше. Т.е. как только вы почувствуете, что внимание ослабляется, вы сразу же усиливаете его. На втором этапе объект может на какое-то время вообще пропасть, вы можете даже забыть, где находитесь и что делаете. Вы как бы улетаете куда-то и можете заметить это лишь через некоторое время. На третьем этапе, как только вы собираетесь куда-то улететь, то сразу замечаете это и возвращаетесь обратно.

4) Прочное закрепление

На четвертом этапе — это улучшенное закрепление мысли вследствие многократного сосредоточения. Мы можем концентрироваться уже в течение двух часов. Полностью преодолено грубое ментальное отвлечение, однако ментальное отупение и тонкое ментальное отвлечение могут еще часто возникать во время медитации, поэтому еще приходится периодически смотреть на объект. Усилив внимательность, отвлечения уже не должны допускаться.

5) Обуздание ума

На пятом этапе наш ум хорошо дисциплинирован, и мы практически можем концентрироваться, когда хотим и сколько хотим. Однако тонкое ментальное отупение все еще может возникать. Поэтому наша бдительность должна проявляться еще сильнее, чем на ранних стадиях, для того, чтобы выявить эти препятствия.

6) Успокоение

На шестом этапе наша концентрация становится очень ясной, и тонкое ментальное отупение больше не присутствует во время нашей медитации, однако тонкое ментальное отвлечение все еще возникает. Следовательно, на этом этапе мы должны основной упор делать на устранение этой тонкой ошибки. Еще нет должной интенсивности, которая и вырабатывается на этом уровне.

7) Полное успокоение

На седьмом этапе мы можем преодолеть даже тонкое ментальное отвлечение. Однако наша концентрация еще не очень стабильна и нам приходится все время быть бдительными, отбрасывая возникшие по неосмотрительности изъяны сосредоточения.

8) Однонаправленное сосредоточение

На восьмом этапе нам еще приходится делать небольшое усилие, чтобы достичь естественного сосредоточения. Во время медитации наша концентрация полностью свободна от всех ошибок и становится более стабильной, чем прежде. Поэтому нам не следует применять каких-либо противоядий, не следует даже проверять, не возникают ли ошибки. Этот этап называется поглощенностью.

9) Ровное сосредоточение (равновесие)

На девятом этапе у нас уже нет необходимости применять какие бы то ни было усилия, чтобы начать или продолжить нашу концентрацию. Сосредоточение становится ровным, естественным и самоподдерживающимся.

Посредством силы равновесия наша концентрация продолжается спонтанно, следовательно, это приведет к ментальному и физическому покою. Медитация становится очень мощной. Вы можете удерживать объект столько времени, сколько хотите. Когда мы достигаем подобного покоя, который был вызван нашей спонтанной концентрацией, то это состояние называется Шаматха. На этом этапе наш ум становится таким ясным и проникающим, что мы чувствуем себя в состоянии сосчитать каждый атом на земле.

Можно сказать, что на этом этапе достигается состояние “естественного парения”. Здесь можно провести аналогию с полетом птицы. Сначала птица набирает высоту и машет крыльями, поддержание полета требует усилий. Когда же птица достигает достаточной высоты, то она свободно парит в воздухе практически без усилий. Этому “парению” и соответствует 9-я стадия медитации.

 

3. Использование шести сил

Для того, чтобы улучшить нашу концентрацию для осуществления девяти этапов, у нас есть необходимость полагаться на специальные методы шести сил и четырех видов внимания.

Шесть сил таковы:

1) сила слушания;
2) сила вникания;
3) сила внимательности (осознавания);
4) сила бдительности;
5) сила усердия;
6) сила навыка (узнавания).

Давайте посмотрим, как эти силы связаны с девятью этапами концентрации.

1) На первом этапе очень важна сила слушания. Посредством этой силы мы узнаем как медитировать, как закрепить мысль на объекте.

2) Сила вникания помогает нам освоить второй этап концентрации. Вы должны думать об объекте не только во время самой медитации, но и в любое свободное время среди повседневных дел. Так, когда вы хотите выучить поэму, вы вдумываетесь в нее все больше и больше, а затем уже начинаете запоминать. Чем больше вы обдумываете объект медитации, тем быстрее освоите его.

3) Сила внимательности является одной из самых необходимых и осуществляющих прочное закрепление на объекте медитации. Она помогает овладеть третьим и четвертым этапами концентрации. Эта сила имеет три характеристики: ясность, удержание объекта, неотвлечение. После того, как мы разовьем в себе внимательность, мы сможем возвращать наш ум обратно к объекту медитации, как только отвлечемся, что также значительно улучшит наше сосредоточение.

4) Сила бдительности помогает в осуществлении обуздания и успокоения ума, т.е. она помогает преодолеть пятую и шестую ступени и перейти к седьмой. Преодоление этих трех ступеней напоминает починку телевизора, его настройку, когда мы стремимся к четкости и ясности изображения.

5) Сила усердия помогает нам в освоении седьмой и восьмой стадий концентрации. На этих двух этапах наша концентрация очень четкая и чистая, но требует небольшого усилия вначале, чтобы дать старт медитации и продолжить ее без перерывов.

6) Благодаря силе навыка на девятом этапе, мы достигаем завершенной способности концентрироваться без усилий и перерывов, т.е. достигаем ровного сосредоточения, без какого-либо беспокойства.

Существует четыре вида внимания, о которых не следует забывать:

• Напряженное
• Прерывающееся
• Непрерывное
• Естественное

Первые два этапа являются этапами, требующими больших усилий. Поэтому первый вид внимания называется напряженным. На третьем, четвертом, пятом, шестом и седьмом этапах концентрации, когда мы занимаемся медитацией, наше сосредоточение прерывается из-за ментального отупения и отвлечения. Следовательно, эти пять этапов концентрации являются этапами прерывающегося внимания.

Непрерывное внимание означает занятие медитацией без каких-либо перерывов. На восьмом этапе концентрации наша медитация не будет прервана ментальным отупением или отвлечением. Поэтому внимание непрерывно. На последних этапах концентрации у нас уже нет необходимости опираться на какое-либо усилие, чтобы концентрироваться. Таким образом, девятый этап концентрации является естественным. Если мы стараемся развить Шаматху с четким знанием упомянутых методов, то мы этого добьемся через два или три года.

 

КАК СПРАВИТЬСЯ С ГНЕВОМ И РАЗВИТИЕ ТЕРПЕНИЯ

Почему люди воюют? Ведь все хотят быть счастливыми и не хотят страданий. В большинстве своем все стремятся к миру, но почему-то думают, что его можно достичь с помощью методов насилия, гнева и ненависти. Так мир никогда не наступит. Как говорил Далай-лама, гнев и насилие не могут привести даже победителя в войне к счастью. Если нет терпения, то вы подвержены гневу, а где гнев, там ненависть и насилие. Вот почему сегодня учение посвящено развитию терпения, ибо только с его помощью можно достичь мира и счастья. Очень важно понимать, как это делается.

Для того чтобы понять природу ума, мы должны подробно исследовать его состояния. Гнев возникает от того, что мы даем неправильную оценку людям и их поступкам. Во время аналитической медитации следует размышлять о том, каким образом вы оцениваете людей.

Разные люди имеют различные мнения. И из-за того, что люди легко приходят к разного рода выводам, они легко впадают в состояния гнева, эйфории или депрессии. Как правильно воспринимать людей? Все мы имеем положительные и отрицательные качества. Если мы сталкиваемся с условиями, в которых проявляются плохие качества человека, то говорим, что он плохой. А если мы видим того же человека в условиях, когда проявляются его положительные качества, то говорим, что он хороший, и возникает привязанность. И то, и другое мнение исходит из неправильного представления.

Так как же быть? Не существует понятия абсолютно плохой или абсолютно хороший человек. Все зависит от нашей оценки. Сравним двух человек. Когда у одного из них преобладают хорошие качества, а у другого — плохие, то мы говорим: “Этот — хороший, а тот — плохой”. Как я уже говорил, природа ума изначально чистая и ясная, и гнев ей не присущ. Если сравнить ум с водой, то гнев и другие отрицательные эмоции — это грязь, а грязь не является природой воды и ее можно удалить.

На первом этапе аналитической медитации можно представить реального человека, с которым у вас есть проблемы, и поразмышлять о том, каким образом вы судите о нем. Вспомните, что ваши суждения ошибочны. Ведь гнев не присущ изначальной природе этого человека, и в других ситуациях он может быть сострадательным и спокойным.

На втором этапе вы размышляете над тем, что конкретно вас раздражает. Допустим, вы с кем-то ссоритесь, и человек в гневе наносит вам удар палкой. С точки зрения философии, вам вредит не человек, он — лишь орудие ситуации. Основным источником проблем является гнев. Человек в таком состоянии является орудием своего гнева, также как палка — орудием в руках человека. Ведь ни один человек не хочет впадать в гнев, т.к. это состояние не свойственно его изначальной природе и у него нет желания испытывать его. Человек так поступает в силу своих омрачений. Охваченный гневом, он страдает, и если вы разозлитесь в ответ, то тоже будете страдать. И будет уже два страдающих человека. Обдумайте это.

На третьем этапе надо стремиться испытать сострадание к человеку в гневе, ибо он сам страдает. Как развить сострадание? Для этого необходимо понять, что охваченный гневом человек сам является жертвой своего гнева, который разрушает его позитивную карму, закладывает причины для страданий в будущем.

Эти этапы важны для аналитической медитации. Подумайте, почему вы так реагируете? Почему на проявление чужого гнева вам хочется ответить тем же? На самом деле, это происходит от того, что вы не хотите проблем. Но чтобы избавиться от них, вы используете неправильный метод. Если убить человека, доставляющего вам неприятности, то они не только не уменьшатся, а возрастут во много раз. Неправильный подход может привести лишь к насилию, но на этот раз уже по отношению к вам самим.

Никто не хочет пострадать от человека в гневе. Но первое побуждение при встрече с гневом — ответить тем же. Попробуйте отстраниться от ситуации и обратиться к трем пунктам описанной выше аналитической медитации. Настройтесь на сострадание к этому человеку, постарайтесь в этот момент забыть о себе. Преобразуйте ситуацию, остудив живой водой своего сострадания огонь гнева, и из врага вы можете превратить данного человека в друга. Это нелегко, ответить гневом, конечно, легче. Вот почему важно развивать терпение.

Очень полезна медитация, в которой вы полностью концентрируетесь на осознании важности терпения и укрепляетесь в нем. Это одновременно аналитическая и однонаправленная медитация. Только объект внутри вас. Т.е. вы порождаете это чувство внутри себя посредством аналитической медитации, затем удерживаете его, и если замечаете, что оно ослабевает, опять начинаете размышлять о полезности терпения и т.д. Пребывая в этом чувстве, вы представляете объект вашего раздражения в его негативных аспектах, после чего анализируете ситуацию в соответствии с тремя описанными выше этапами. Перед началом аналитической медитации хорошо провести медитацию на дыхании.

Теперь рассмотрим, каким образом объект, который вызывает у вас гнев, может способствовать вашему духовному развитию.

То, о чем говорилось ранее — это противоядие, когда вы находитесь на грани гнева. Это были упражнения по обороне. Даваемые сейчас упражнения будут носить наступательный характер. При этом объект, который вызывает у вас раздражение или гнев, будет использоваться как средство, помогающее вам подняться на более высокий духовный уровень. Понять данный метод не трудно, очень трудно его осуществлять на практике.

Когда великий йогин Атиша приехал из Индии в Тибет, у него был помощник, который легко выходил из себя и грубо с ним разговаривал. Люди, окружавшие Атишу, посоветовали заменить его, но Атиша ответил: “Нет, он очень хорошо ко мне относится. Благодаря этому помощнику я развиваю силу ума”. Далее Атиша сказал, что он получил от многих наставников различные учения о том, как развивать терпение, а этот помощник дает ему практические уроки в данной области, т.е. также является его наставником.

Все, о чем тут говорится, является материалом для вашей аналитической медитации. Существует два способа аналитической медитации: формальный и неформальный. Если есть время и условия, то вам полезно заниматься формальной медитацией, но если вы, например, находитесь в дороге, то можно заниматься и неформальной медитацией.

Первое, что нужно знать прежде, чем начать заниматься преобразованием гнева, — это какова польза от данных упражнений и что нам дает сила ума.

Мы обычно считаем, что проблемы исходят от объекта, и поэтому пытаемся атаковать его. И гнев, как нам кажется, — хорошее средство, которое поможет решить наши проблемы. Но на самом деле мы порождаем новые проблемы. Легче справиться с проблемами, развив силу ума. Если вы физически сильны, то вам легче справляться с трудными упражнениями. Точно также надо подходить и к развитию силы ума, ибо если ваш ум будет слаб, то где бы вы ни очутились, у вас всегда будут трудности. Если у вас — большая сила ума, вы везде будете спокойны и счастливы.

Люди со слабым умом, встречаясь с проблемами, убегают от них даже в другую страну. Но там они встречаются с другими проблемами и опять бегут от них в новое место. И так проходит вся жизнь. Очень важно уметь лицом к лицу встретиться с проблемой и взглянуть на нее умом, обладающим силой. Если вы будете поступать таким образом, то вы легко распознаете источник этой проблемы и устраните его. И тогда — проблема исчезнет. При этом способность стать лицом к лицу с проблемой имеет только ум, обладающий силой. Каждый человек, который развил в себе эту силу, чувствует себя счастливым при любых обстоятельствах.

Основная цель медитации — развитие силы ума. Чем сильнее ум, тем легче вам справиться со своими заблуждениями. Устраняя омрачения, вы взрастите в себе такие качества ума, как терпение, мудрость, способность к концентрации, любовь, сострадание. Не делайте целью своих духовных упражнений умение летать. Птицы тоже умеют летать. Но сильный ум будет с вами жизнь за жизнью. И это сделает вас счастливым.

Прежде всего, чтобы развить в себе силу ума, необходимо получить наставления от учителя, и потом нужен кто-то, кто на практике будет помогать вам. Терпение — это и есть сила ума. Она означает, что незначительные обстоятельства никогда не смогут вывести вас из себя. Когда у вас нет терпения, это значит, что ваш ум слаб. Некоторые люди по любому поводу приходят в ярость. И это говорит о том, что у них совсем нет терпения. Но для того, чтобы упражняться, нужен человек, который вас раздражает. И, следовательно, этот человек очень добр по отношению к вам. Он не берет с вас денег за то, чтобы учить вас терпению. Чтобы выполнять физические упражнения, вы идете в клуб, платите деньги, прилагаете большие усилия. А человеку, который вас раздражает, вы даже не должны говорить спасибо. Если вы посмотрите на ситуацию с этой точки зрения, то поймете, насколько данный человек добр к вам.

Когда врач делает укол, вам больно. Но после этого вы благодарите доктора. Почему? Потому что вы знаете, что укол вам полезен. И точно также вы должны относиться к человеку, который вас раздражает, потому что он вам обязательно поможет, если вы сможете правильно реагировать. Тогда извлечете пользу для своего ума.

Когда человек с вами плохо обращается, говорит грубые слова или бьет вас, то он таким образом улучшает вашу карму, поскольку вы искупаете свои прошлые дурные деяния. Конечно, нужно стараться вести себя мудро, понимая, что для кармы человека, который вредит вам, это нехорошо, и он вредит сам себе, вы не должны об этом забывать. Но если вам уже навредили, постарайтесь быть спокойным и не гневаться по этому поводу — что сделано, то сделано. А в будущем попытайтесь остановить этого человека, спокойно объяснив ему, почему с вами так нельзя обходиться. И таким образом можно достичь некоторого равновесия.

Очень полезно в медитации визуализировать человека, который будет вас оскорблять, а вы должны принимать эти оскорбления, быть спокойным и уравновешенным, размышляя о вреде гнева и развивая тем самым силу ума.

Теперь подумайте о том, что многие люди встречаются с проблемами, они должны выносить оскорбления. Пожелайте, чтобы все проблемы подобного рода, которые испытывают другие, перешли к вам, чтобы вы стали предметом этих оскорблений и вреда. Размышляйте о том, с какими трудностями в жизни приходится встречаться многим людям: это, например, какие-то несчастья, болезни, смерть детей, родителей. Вы должны быть готовы взять на себя все их проблемы, чтобы облегчить им жизнь.

Не думайте, что ваши страдания от этого усилятся. Просто вы поймете, что у других людей есть очень серьезные проблемы: потеря ног, рук, голод и т.д., и тогда ваши трудности покажутся вам незначительными на фоне чужих проблем. Когда мы смотрим на свою собственную проблему, то оцениваем ее с очень близкого расстояния, поэтому она выглядит огромной, а когда смотрим на проблемы других, то делаем это с большого расстояния, поэтому они выглядят маленькими. Чтобы верно оценить ситуацию, надо отодвинуть свою проблему на большое расстояние и с одинакового расстояния посмотреть как на свои, так и на чужие проблемы. Так ваш ум станет сильным и мудрым.

Один тибетский геше был большим ученым и мастером медитации. Когда китайские солдаты перевозили его в тюремной машине из одной тюрьмы в другую, машина по дороге перевернулась. Многие люди были ранены, а этот геше упал в яму и ему оторвало ногу. Когда его обнаружили, он улыбался. Солдаты были сильно удивлены, что он даже не расстроен. Обычный человек, потеряв ногу, впадает в уныние и депрессию. А геше сказал: “Мне повезло, что я не умер, а только потерял ногу. От моих переживаний по этому поводу нога не вернется, и если у меня немного болит тело, то зачем мне еще причинять боль своему уму”. Такой образ мышления очень полезен для развития силы ума. В дальнейшем я обязательно расскажу вам, каким образом неблагоприятные условия обращать в духовный путь. Это учение было изложено великими учителями школы Кадампа.

Нынешнее время — это время вырождения. Так сказал Атиша. В описании свойств времени вырождения говорится, что многие вещи в это время имеют дурные, порочные свойства. И главным является то, что все условия благоприятствуют возникновению заблуждений. Очень мало внешних обстоятельств способствуют благим мыслям. Если вы смотрите телевизор, то знаете, что все благоприятствует усилению заблуждений, привязанности, агрессии и т.д.

Нечистота мыслей у людей в наше время значительно больше, чем в древние времена. Тогда люди, являвшиеся приверженцами таких традиций как буддизм, христианство или индуизм имели достаточно высокий духовный уровень. У них было более чистое сердце. Это было связано с тем, что в то время у людей было меньше заблуждений и неведения. Приверженцы буддизма получали учение от наставника, медитировали и очень быстро достигали состояния будды. В те времена такие практики, как Дзогчен, Тантра, Махамудра очень быстро приводили к состоянию просветления. Так происходило потому, что эти люди в предыдущих жизнях много времени посвящали духовным практикам, и в этой жизни они оказались способны двигаться очень быстро.

Атиша говорил, что те, у кого отпечатки от духовных практик очень сильны, родились в период, когда жил Будда и другие великие учителя. То, что мы родились во времена упадка, означает, что духовные отпечатки у нас слабые. Для такого плохого времени в качестве наилучшей духовной практики Атиша рекомендовал практику тренировки ума, которая является также сильным средством для развития бодхичитты. Без развития бодхичитты вы не сможете даже вступить на первую ступеньку Махаяны, а Тантра, Махамудра и Дзогчен и вовсе для вас будут бесполезны.

Вернемся к медитации на развитие терпения. Вы превращаете объект вашего гнева в объект для тренировки ума. Сначала вы подробно размышляете о пользе силы ума. Не работая с умом, вы никогда не сможете сделать его сильным. А имея слабый ум, будете постоянно сталкиваться с проблемами. Для того чтобы развивать силу ума, нужен кто-то, кто будет вас “тренировать”. Ваш хороший друг не может выступать в этой роли. Именно враг может помочь вам в этом.

В сочинениях Шантидевы приводятся возражения относительно того, что у врагов нет никаких причин вам помогать, а есть мотивация вредить. Возражение таково: “У врага не только нет намерения помогать, а, напротив, есть намерение и основание вредить нам”. Ответ: “Если бы у него были хорошие намерения вам помогать, то это не принесло бы вам никакой пользы, но т.к. у него есть мотивация вам вредить, то именно это может принести вам пользу, поэтому вы должны считать своего врага добрым другом. Его дурные побуждения происходят от искаженного понимания, которое не присуще его природе ума”. Рассуждая таким образом, вы учитесь ценить врага, который помогает вам в воспитании ума, делая его сильным.

Затем вы должны подумать, что враг оказывает вам услугу, очищая вашу карму. Представьте свое страдание и страдания других людей. Единственным источником вашего страдания является ваш собственный эгоцентризм. Именно из-за него у вас появляются друзья и враги, рождается гнев и привязанность по отношению к ним. Именно эгоцентризм создал вам негативную карму, и вы испытываете сейчас на себе ее последствия. И это эгоцентрическое отношение происходит от того, что вы не хотите отказаться от привязанности к своему самосущему “я”.

Далее вы рассматриваете страдания других, думаете, что все они когда-то в прошлых жизнях были вашими матерями. Сейчас все они очень страдают, хотя никто из них не хочет страдать, а все хотят радости и счастья. Но они так редко бывают счастливы! Когда вы испытываете страдания, почувствуйте, что это страдание всех живых существ.

Затем вы вдыхаете. Страдания всех живых существ собираются в черное облако и вместе с вашим вдохом входят в вас. При этом вы представляете, что внутри вашего сердца находится ваше самосущее “я” черного цвета (черный человек), которое любит только себя. И когда это черное облако страданий соединяется с этим черным человеком, они взаимно уничтожаются и исчезают. Поскольку этот эгоцентричный человек внутри вас не любит страдать, страдания других уничтожают его.

Теперь вы должны представить, как все самое светлое, доброе, радостное и хорошее, что у вас есть, вы выдыхаете в виде светящейся энергии и посылаете ее всем живым существам вокруг. Они испытывают облегчение и становятся счастливей. Со следующим актом дыхания вы повторяете этот процесс. Когда чувство сострадания ослабевает в вас, необходимо вновь провести аналитическую медитацию.

Это упражнение очень ценно и просто. Оно развивает силу ума. Настоящий духовный рост можно оценить, сравнивая свое теперешнее состояние с состоянием ума, которое было у вас, например, два месяца назад. Если вы увидите, что стали более добрым и терпимым, это и будет вашим духовным достижением. Но если через два месяца этих упражнений вы не заметите в себе никаких изменений, то оставьте его на какое-то время, значит, вы делаете что-то неправильно.

Как я уже говорил, совсем не обязательно это учение осуществлять в виде формальной медитации. Его вполне можно применять в повседневной жизни неформально.

Иногда вы будете замечать, что ваше состояние ухудшается, что вы стали как бы хуже. Это совсем не означает, что вы на самом деле стали хуже, просто, наконец, поняли, насколько были плохи. И очень важно развить в себе решимость продолжать занятия, но не надо заставлять себя силой. Уделяйте в начале каждый день занятиям 5-10 минут, и вы будете постепенно продвигаться вперед. Старайтесь перед началом ваших практик читать молитву для ежедневных упражнений в медитации, а после их окончания не забывайте делать посвящение заслуг.  

важные правила
 

Регулярность

Нужно обязательно заниматься регулярно. Без регулярных занятий йога теряет эффективность

 

Занимайтесь в группе!

Без групповых занятий энтузиазм быстро угасает и личные занятия прекращаются. Этот закон действует для всех и каждого, независимо от возраста, пола, степени интеллектуального и физического развития

.

Комплексный подход

С первых дней занятий нацеливаться следует не только на физические упражнения, но и на дыхательные упражнения, медитативные практики. И очень важен контроль питания.

 

Лишний вес

Лишний вес мешает всем. Он сокращает гибкость тела и делает упражнения менее эффективным. Йога сама по себе способствует сокращению лишнего веса. Но контроль питания, диета,  также важны.