M-Yoga

Практика


СОВРЕМЕННАЯ

ЙОГА ДЛЯ

НАЧИНАЮЩИХ

комплекс упраж.
домашняя йога
поднятые ноги
стойка на голове
дыхание 1
дыхание 2
настроение 1
расписание
главная

 
Введение в медитацию

часть 1
часть 2
часть 3
часть 4 буддизм
часть 5 Ошо

 

Медитация

часть 3

Медитация используется не только в духовных традициях, имеющих ведические корни, но и в христианских и исламских духовных традициях.

Большое развитие медитация получила в в VI веке с возникновением чань-буддизма в Китае

Примерно в XII веке н.э. в Японии окончательно формируется дзен буддизм, в котором медитация обретает новую роль и еще больше значение, чем в традиции его исторического предшественника.

 

Духовные практики суфиев
Традиция суфиев - это часть духовной традиции ислама. Ислам по своей религиозной направленности никак нельзя отнести к ведической традиции. В этом смысле, ислам скорее ближе к христианству. Тем не менее, духовные практики суфиев очень близки по своему  смыслу практикам йоги. Приведем для примера фрагмент руководства XIV века братства Кубрави. Оно предназначено для изгнания нежелательных, навязчивых мыслей.

Часть первая. Сядьте со скрещенными ногами, положив правую стопу поверх левой, левую кисть - поверх правой стопы, а правую руку - на левую руку, обратившись лицом к Мекке.

Прямо перед собой удерживайте образ вашего наставника, ибо его сердце равно связано с сердцем его наставника и посему соединено с Пророком (да благословит его Бог и приветствует) и присутствием Всемогущего (Чье имя могущественно).

Итак, равным образом, взирайте на свое земное тело как на мертвое, дабы ослабить узы мыслей, кои суть орудие души и дьявола.

Малым усилием вы можете отринуть их и привести внутренние и внешние чувства в порядок. Завеса мыслей меж зикром и сердцем спадет, и зикр незамедлительно ступит в сердце.

(Здесь следует пояснить, что зикр - это практика заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формы)

Удерживая образ наставника и своей мертвой земной оболочки, с благоговением и почтением поднимите покровы мыслей со дна чрева со словами "Нет божества, кроме Бога'" (Ла ипаха иала-Ллах), и пусть они покоятся на правой груди и шее. Удерживайте их здесь некоторое время, но остановка должна быть действительной, а не показной.

Часть вторая. Обратите левое плечо, голову и шею к правому плечу силой слов "Нет божества, кроме Бога" и силой святости наставника, стряхивая назад все мысли и преграды, оставьте их вместе со своей мертвой земной оболочкой позади груди. До сего момента следовало удерживать и памяти наставника, но теперь памятование наставника открывает путь к созерцанию Истины.

Часть третья. Посредством зикра "Аллах", с полным благоговением и почтением, сильно ударяйте от правого плеча поверх сердца. Звук А слова Аллах наряду с отрешением (зикр в частях первой и второй) извлекает мысли. Когда мысль становится вновь излишней, идите к началу зикра

Мы здесь приводим описание практики суфиев кратко, лишь для ознакомления. Но из приведенного примера видно, если заменить слово  зикра  на слово джапа, то получится практически классическое наставление для йога по джапа-медитации.

Наряду с вышеописанной практикой, у суфиев есть практика достижения состояния экстаза в танце. Конечно, ни  в йоге, ни в буддизме,  мы не встречаем танец, как средство достижения особого состояния сознания. Но сами цели, которые ставятся медитирующим йогом и танцующим суфием, очень близки по сути.

 Чань-буддизм Дзен
Буддизм проник в Китай в VI в.н.э. Его родоначальником считается Бодхидхарма. Здесь, в Китае,  буддизм обрел новое имя "чань". Значение слова "чань" примерно такое же, как санскритского слова "дхьяна" - медитация. Таким образом, целая духовная традиция,  в каком -то смысле, отождествлялась с медитацией.

При шестом патриархе китайского чань-буддизма,  Хуэй-нэне чань, буддизм распространился по всему Китаю и глубоко проник в его культуру. 

Последователи чань бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни, в чем им очень помогала практика медитации.

Не только религиозные адепты занимались медитацией, но и  художники, и  философы, и поэты. В этот период, в Китае, медитация стала массовым, внемонастырским  явлениям.

На протяжении VI-VII веков, буддизм распространяется в Китае, Корее а затем в Японии. Здесь, в XII в., он утверждается как дзен буддизм.

Конечно, дзен буддизм имеет много общего с традиционным буддизмом. Он по прежнему основывается на тех же принципах. Это -- Четыре Благородные Истины и восьмеричный путь.

Однако есть и существенные различия: дзен - это учение без священных текстов. Здесь отсутствует авторитет посменных слов и знаков. Передача учения происходит путем прямого указания на реальность, в этом важную роль играет медитация.

В силу этих особенностей, медитация в дзен стала играть еще большую роль, чем традиции его исторического предшественника. Сейчас  слово дзен означает (1) собственно учение и практику  и (2) традицию, в которой передается эта практика и учение.

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться. По сути каждодневные дела, то, что вам нравится делать — могут стать медитацией ,— но с одним условием: целиком присутствовать в том, что ты делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда

Таким образом, дзен значительно расширил область применения медитации, далеко уводя ее за пределы узко религиозных рамок, в которых медитация существовала в период своего возникновения.

Но практика медитации в позе лотоса в дзен буддизме называется дзадзэн. В школе сото она считается единственным средством достижения сатори (духовное освобождение. Но другими школами она также используется.

Конечно, в дзен медитации уделяется очень много внимания, пожалуй, это самая медитирующая духовая традиция. Однако, в современном сообществе любителей медитации, дзен не самое популярное направление. Все дело в отсутствии литературы, в особой необходимости передачи опыта только от непосредственно наставника - ученику.

Отсутствие письменных источников ограничивает распространение дзен в мире и делает эту традицию очень национальной, в определенном смысле, сугубо японской.

 

Назад

важные правила
 

Регулярность

Нужно обязательно заниматься регулярно. Без регулярных занятий йога теряет эффективность

 

Занимайтесь в группе!

Без групповых занятий энтузиазм быстро угасает и личные занятия прекращаются. Этот закон действует для всех и каждого, независимо от возраста, пола, степени интеллектуального и физического развития

.

Комплексный подход

С первых дней занятий нацеливаться следует не только на физические упражнения, но и на дыхательные упражнения, медитативные практики. И очень важен контроль питания.

 

Лишний вес

Лишний вес мешает всем. Он сокращает гибкость тела и делает упражнения менее эффективным. Йога сама по себе способствует сокращению лишнего веса. Но контроль питания, диета,  также важны.