M-Yoga

Практика


СОВРЕМЕННАЯ

ЙОГА ДЛЯ

НАЧИНАЮЩИХ

комплекс упраж.
домашняя йога
поднятые ноги
стойка на голове
дыхание 1
дыхание 2
настроение 1
расписание
главная

 
Введение в медитацию

часть 1
часть 2
часть 3
часть 4 буддизм
часть 5 Ошо

 

Медитация

часть 2

Медитация это очень древняя практика. Она упоминается уже в письменных источниках, датируемых 1500 лет до н.э. Большое развитие практика медитации получила после возникновения буддизма в Индии, и в последствии  с  возникновением даосизма в Китае. Это, примерно, 6-е столетие до н.э.

По некоторым свидетельствам, еще в IV веке, христианские отшельники, жившие в египетских пустынях, занимались медитацией. Их медитативная практика была похожа на буддийскую и индуистскую.

 

Исторический путь медитации
Древняя Греция Царь Ашока
Формирование и конкретную направленность, медитация получила в индийской йоге и буддизме, как средство духовного освобождения.

Практику, аналогичную современной медитации,  можно обнаружить у древних греков. Конечно, понятие "медитация" в древней Греции не было. Но существовало понятие "экстаз" (ekstasis) - нахождение во вне, пребывание вне себя - состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением.

Древнегреческий философ Платон (примерно 430 лет до н.э) считал, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека, это воспоминания души, которая перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.

 Сейчас трудно судить о том, какими именно способами пользовались последователи Платона для совершенствования своего мышления. Понятно, что медитация -- это один из прямых путей. И, очевидно, что древние последователи Платона, осуществляли подобные практики.

Мы знаем, что Платон был учителем Аристотеля, который в свою очередь, был наставником Александра Македонского, империя которого граничила с буддийскими странами. Так что можно сказать, что учение Платона, в определенном смысле, находилось не очень далеко  от буддизма.

Кроме того, оно содержало фундаментальные идеи, близкие к основам буддизма: переселение душ и  прочее.

Европейская культура познакомилась с восточной медитацией очень давно. Как известно, из  всех духовных традиций, медитация играла наибольшую роль в буддизме и йоге.

Йога более древняя традиция, чем буддизм. Но йоги, в древние времена, были очень закрытым кланом, и не стремились к  широкой пропаганде своих знаний, даже, напротив, часто свои секреты держали в тайне. Поэтому, с восточной медитацией Европа впервые познакомилась благодаря стараниям буддистов.

Контакт буддизма с Европейской культурой начался давно. Еще со времен Александра Македонского, в силу того, что его империя располагалась в непосредственной близости от буддийских государств.

С другой стороны,  буддистами велась миссионерская работа. Так, буддийский император Ашока (примерно 200 лет до н.э.) послал буддистских миссионеров в Эллинистический мир, где они установили центры в местах, таких как Александрия.

Уже в то далекое время вполне могли происходить процессы соединения эллинистических и буддийских способов мышления  и, соответственно, влияния буддийской практики дхьяны на религиозные обряды древней Греции.

Буддизм также был известен и в древнем Риме, о чем также свидетельствуют письменные источники того времени.

Упражнения иезуитов Четки и джапа-медитация.
Элементы медитационной практики можно найти и в духовных упражнениях иезуитов. «Духовные упражнения» были составлены в 1522 году основателем ордена Игнатием Лойолой.

Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течении 40 дней, дважды в своей жизни — при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты ежегодно по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры — уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течении всего срока, в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в самого себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами.

Тема для размышлений на первой неделе — фундаментальные положения: «Грех», «Божий суд» и т. п. Цель — пересмотр своей жизни.

На 2-й неделе обучающийся должен научиться созерцать «Царство Христово» и далее — размышлять о смирении, любви к Христу... Цель — убедить в следовании, послушании и служении Христу.

Цель 3-й недели — усилить в иезуите любовь к Христу и Церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе — размышления и созерцания на тему «Жизнь Иисуса».

Как мы видим, по форме и сути, это очень близко медитациям, которые предлагают учителя йоги своим ученикам.

Вот некоторые  темы для медитаций в йоге: "Что такое "я"?" "Откуда я пришел?", "Что такое гуру (учитель)?".  "Что такое Брахман (Бог)?" "Что такое Атман (душа)?"

По смыслу все они очень созвучны темам для размышления в упражнениях иезуитов

Существуют различные формы медитации. Одна из наиболее популярных - это джапа-медитация. Джапа-медитация практикуется при помощи джапа-малы, т.е четок с 108 бусинами. Перебирая бусины, практикующий повторяет мантру. Например : "Ом намах Шивая". В процессе практики мантра  повторяется 108 раз. 

Но и в христианстве, уже примерно с XI века, появляется много свидетельств о том, что иноки творили умную молитву, «стяжая Духа Святаго», духовно созерцая в размышлениях о Боге (а не ради многократного перечитывания «кратких молитв» и заучивания их до автоматизма) Традиционно, в христианстве в этой практике повторяется краткая Иисусова  молитва.

Число бусен в христианских четках, конечно,  отличается от 108. Это может быть 33, 50 или 100, как у афонских монахов. Но принципиальной роли это не играет.

Аналогичная практика существует и у мусульман. В мусульманстве чётки напрямую служат для чтения по ним кратких изречений из Корана. Например, «Ляль Илла иль Алла, ву Махомет расуль Алла», то есть «Нет Бога кроме Аллаха и Магомет - пророк Божий». «Алла ху акбар» — «Бог - велик». «Бе иссле миллахи» - «Во имя Бога». «Эль хамди лиллахи» — «Хвала Богу».

Причем, мусульманские чётки имеют два вида: одни из них похожи на общепринятые (на нитку нанизаны зёрна), другие — плоские (на нитку нанизаны квадратики, прямоугольники), называемые в народе - перекидные.  Первым видом чёток пользуются, в основном, духовные лица ислама, а вторым видом, пользуются  миряне. Хотя и это относительно. Мусульманские чётки состоят из 33, 36 и 99 зёрен (шариков) и называются по-арабски - суббах

Назад
Далее

важные правила
 

Регулярность

Нужно обязательно заниматься регулярно. Без регулярных занятий йога теряет эффективность

 

Занимайтесь в группе!

Без групповых занятий энтузиазм быстро угасает и личные занятия прекращаются. Этот закон действует для всех и каждого, независимо от возраста, пола, степени интеллектуального и физического развития

.

Комплексный подход

С первых дней занятий нацеливаться следует не только на физические упражнения, но и на дыхательные упражнения, медитативные практики. И очень важен контроль питания.

 

Лишний вес

Лишний вес мешает всем. Он сокращает гибкость тела и делает упражнения менее эффективным. Йога сама по себе способствует сокращению лишнего веса. Но контроль питания, диета,  также важны.